Происхождение жизни в теории йоги, новинка
Происхождение жизни в теории йоги это не генезис, описывающий развитие видов, а «рождение» и «развитие» реальности как таковой. В этой статье хочу дать емкое и современное описание базиса йоги – философской системы «санкхья», которую когда-то изучал под руководством одного опытного практика, который в свое время учился у индусов. Статья – достаточно сложная, информативная, поэтому читать ее стоит не торопясь, стараясь уловить смысл каждого предложения. По моему субъективному мнению санкхья – одна из самых интересных и адекватных концептуальных систем, описывающих происхождение жизни и ее развитие. Санкхья – это мировоззрение древних практиков йоги и тантры. Она не противоречит и другим философским системам, таким как: адвайта, буддизм, суфизм и др. Если и есть какие-то противоречия, они несут скорей умозрительный характер. На практике же все истинные учения почти идентичны. Конечно, теория – это лишь удобные для ума идеи, но на каком-то этапе интеллектуальное понимание происхождения жизни просто необходимо. Санкхья раскрывает нам сущность реальности, и дает практические методы достижения просветления, как необходимого состояния для взаимодействия с жизнью.Наблюдатель и наблюдаемое
Если разум затуманен (например, влиянием инертной силы тамаса) и сила различения ослаблена, тогда в привычном потоке мыслей нашего интеллекта можно окончательно запутаться и потерять себя. Если, напротив, разум наполнен саттвой (гуной равновесия и сознания), он способен ясно различать и выбирать наиболее важные из текущих в уме мыслей, и возможно даже отличать мысли от других боле тонких аспектов реальности.
Вероятно, данное изложение теории йоги имеет свои огрехи, т.к. специалистом в философии я не являюсь. Если же Вам интересно происхождение жизни в рамках биохимической эволюции, Вы можете воспользоваться этой ссылкой. Здесь я выражаю субъективное понимание в соотношении с личным опытом. Конечно, без опыта все это ничего не стоит. Возможно, у вас в голове уже сложилась своя философская «система» взглядов на мир, которая подходит Вам лично в большей степени. Теориям нет конца и края и все они истинны и ложны одновременно. Поэтому, имеет смысл изначально относиться к любой философии как к условности.
Исходя из теории санкхьи, можно поделить всю нашу реальность на две глобальных составляющих: «наблюдающего» и «наблюдаемое» – на зрителя и зримое. Наблюдатель – это наше высшее «Я» («Пуруша» в санкхъе). Наблюдатель не имеет никаких видимых свойств, является ноуменом, самим существованием, реальностью в чистом и абсолютном виде. Пурушу, также, называют «свидетелем», «наблюдателем», «воспринимающим». Хотя, мне больше нравится звать это «ощущением» бытия. Это его суть. Происхождение жизни и ее развитие происходит в Пуруше – в безмолвном зрителе самой вечности.
Три гуны пракрити
По сути, как вывод, просветление существует лишь для разума. Просветленный – это человек с очищенным и утонченным разумом, способным отразить и различить высшее «Я». Некуда идти и не к чему стремиться. Чтобы распознать, что вы и так всегда «здесь и сейчас» и происхождение жизни – не более, чем иллюзия сознания, ничего делать не нужно. Необходимо прекратить активность (раджас), не впадая в апатию (тамас). Если быть еще точней, необходимо перестать отождествляться с «деятелем», с умом, поглощенным в бесконечные игры с материей и энергией, в происхождение жизни, развитие и растворение.
Другие статьи по этой теме:
© Игорь Саторин
В обыденном состоянии тамас проявляется как леность, тупость, вялость и т.д. Раджас – как суетливость, подвижность, холеричность. Саттва – как ясность, блаженство, уравновешенность, гармония и счастье. Чтобы избавиться от тамаса (тупости и лени), необходим элемент раджаса – движение и активная деятельность. И оба эти элемента растворяются и уравновешиваются в саттве – в ясности сознания. Например, лентяй сможет побороть вялость конструктивными действиями. Активный человек со временем приходит к тому, что успокоение и ясность являются еще более эффективными факторами при взаимодействии с окружающей средой. Это – развитие, без которого происхождение жизни не имеет смысла.
Как уже говорил, реальность можно поделить на две глобальные составляющие: Пуруша (наблюдающее сознание) и Пракрити (материя, верховная природа). Все воспринимаемое, все объекты и ощущения являются частью пракрити, даже наши мысли и чувства являются ее тончайшими частицами. Пуруша, в силу своей природы «воспринимающего», просто наблюдает все это. Происхождение жизни, ее развитие, рождение и смерть – все это относится к пракрити.
В непроявленной Пракрити (наблюдаемой вселенной) эти три силы находятся в абсолютном равновесии. Равновесие нарушается, когда Пракрити «соприкасается» с Пурушей (наблюдателем). Когда абсолютный субъект (Пуруша) начинает воспринимать объективную реальность, начинается происхождение жизни, эволюция и вселенная проявляется. Сейчас мы наблюдаем проявленную вселенную, которая является бесконечными следствиями дисбаланса трех неделимых первоэлементов непроявленной пракрити.
Разум обладает различающей способностью («вивека» в йоге). Черное от белого, пол от потолка, себя от других различает именно разум. Интеллект («манас» в йоге) – источник мыслей. Разум является тем, что различает, «выбирает» за какими мыслями и намерениями следовать. Происхождение жизни в рамках личности начинается с разума, обладающего силой различения.
Почему происходит так, что подавляющее большинство людей, обладая, в сущности, одинаковой божественной природой (Пуруша), в то же время, не являются просветленными? Ответ заключается в том, что человек на его нынешнем этапе эволюции просто не способен различить, ощутить базовые принципы функционирования его собственного сознания. Все эти принципы заложены с самого начала происхождения жизни. Что же это за принципы?
Чтобы распознать высшее «Я» или увидеть, что мы и так просветлены, что наша истинная природа и так незапятнанна и свободна, необходима медитация. Во время медитации мы шаг за шагом развиваем силу различения. В медитации разум очищается, заполняется сознательной саттвой, вытесняя активный раджас и инертный тамас, что проявляется как выход стрессов (кармы). Медитация по своей сути является созерцанием, наблюдением, поэтому сам этот процесс как бы активирует и пробуждает зрителя – наблюдающего Пурушу.
Величайшая сила – различение
Мы всего лишь наблюдаем наши тела, чувства, мысли. Мы наблюдаем происхождение жизни, ее течение и растворение. Просветленный человек ощущает себя именно Пурушей, наблюдающим. Он способен отвлечь свое внимание от мира объектов. Однако как ни парадоксально, отвлекает внимание не сам Пуруша (свидетель жизни), т.к. он не является деятелем. Отвлекает внимание разум («Буддхи») просветленного человека. Можно сказать, что человек – это совокупность оболочки, психического механизма («читта» в санкхъе) и высшего «Я» (Пуруши). Но дело в том, что и разум, и тело являются нами фактически в том же смысле, что и наша одежда. Все это – лишь то, с чем мы отождествлены.
Неведение
Наблюдаемое – это все, что мы видим и чувствуем («пракрити» в санкхъе). Это феноменальная природа реальности, которая состоит из трех неделимых первоэлементов – трех гун («закон трех», по Гурджиеву). Происхождение жизни обязано взаимодействием этих трех первоэлементов.
Ни Пуруша (наблюдатель), ни первозданная непроявленная Пракрити (наблюдаемое) не имеют причины – они вечны и бесконечны, поэтому в глобальном смысле происхождение жизни – это условность. Наше отождествление с телами и психикой начинается с разума – тончайшей части пракрити – материи, мира объектов. Все, что связано с наблюдающим Пурушей, высшим «Я» – парадоксально на словах, изумительно и непостижимо на деле.
В каждом явлении присутствуют все три гуны. В самадхи – в состоянии, наполненном саттвой, медитирующий переживает «отражение» Пуруши от «зеркала саттвы». В нирване – Пуруша воспринимает самого себя.
Просветление
Во время медитации ничего делать не нужно, медитация – это спонтанное, естественное присутствие, созерцание, бытие, которое всегда с вами и это самое важное в практике. Если вы постигли этот аспект наделе, то вся остальная теория не имеет никакого значения.
Считается, что разум («буддхи» в санкхъе) является первичным следствием происхождения жизни (эволюции непроявленной пракрити). Изначальная субстанция разума состоит в основном из саттвы (гуны сознания). Саттва настолько тонка, что способна отразить Пурушу, (наблюдателя). Но такое отражение еще не является самим Пурушей. В ходе дальнейшей эволюции (вызванной дисбалансом равновесия непроявленной пракрити) разум заполняется (загрязняется) тамасом (материей) и раджасом (энергией) и отражение пуруши в саттве затуманивается. И тогда отождествление высшего «Я» с пракрити нисходит до более грубых ее проявлений – мыслей, чувств, физических оболочек и др.
1. Раджас (энергия, активная сила).2. Тамас (материя, пассивная, инертная сила).3. Саттва (сознание, уравновешивающая, гармонизирующая сила).
Источник: http://restbase.ru